Историческая справка о суде

Арбитражные суды в системе правосудия современной России

В 2012 году система арбитражных судов Российской Федерации отметит свой двадцатилетний юбилей.

Их непосредственными предшественниками можно считать и существовавшие в России с древних времен и до Октябрьской революции 1917 года торговые, коммерческие суды, и систему государственного арбитража, образованного в 1922 году и выполнявшего роль государственного «кнута и пряника» в регулировании экономических правоотношений между субъектами хозяйственной деятельности вплоть до создания системы арбитражных судов.

К юбилейной дате арбитражные суды сформировались в качестве независимой, высокотехнологичной, эффективно функционирующей системы, осуществляющей правосудие в экономической сфере на принципах самостоятельности, информационной открытости и прозрачности, доступности и процессуальной экономии, правовой определенности и стабильности судебной практики.

В компетенции арбитражных судов находится как разрешение экономических споров, возникающих между хозяйствующими субъектами из гражданских правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так и споров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами, возникающих из административных и иных публичных правоотношений в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности указанными субъектами.

Спектр подведомственных арбитражным судам экономических споров широк и сопряжен с применением норм права различной отраслевой принадлежности (гражданского, административного, налогового, таможенного, земельного, антимонопольного, бюджетного, страхового законодательства и др.) отечественного и международного уровня в динамически меняющихся условиях рыночной экономики. Эффективно работающая арбитражная система, пользующаяся доверием граждан и организаций, выступает гарантом защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и укрепления договорной дисциплины, баланса интересов бизнес - сообщества и государства, формирования здорового инвестиционного климата и его инновационной составляющей, и, в свою очередь, служит индикатором состояния российской и мировой экономики.

Количественные показатели работы арбитражных судов в последние годы, приведенные в докладе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванова на итоговом совещании председателей арбитражных судов России в 2011 году, наглядно иллюстрируют востребованность и растущий уровень доверия к арбитражной системе, ее устойчивость к кратному росту нагрузки в период мирового финансового кризиса:

«С 2005 по 2010 год нашими судами было рассмотрено 8 миллионов 537 тысяч 186 дел. Из них - 7 миллионов 44 тысячи 186 дел только в судах первой инстанции, что означает более трех тысяч дел в день без перерывов на выходные и праздники, 850 тысяч дел в апелляционной инстанции, 540 тысяч - в кассации и около 103 тысяч заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора, рассмотренных Высшим Арбитражным Судом.».

«В2009-м, когда негативный эффект мирового финансового кризиса проявился, помимо всего прочего, в том, что количество обращений в арбитражные суды за один только год выросло в полтора раза, а по некоторым категориям дел - например, по спорам о неисполнении обязательств - число споров увеличилось вдвое. Нагрузка на судей, хотя и незначительно снизилась в 2010 году, по-прежнему остается аномально высокой: в среднем по системе на каждого судью приходилось по 52 дела. Тем больше удовлетворение, которое мы испытываем, осознавая тот факт, что арбитражная судебная система все эти годы справляется с непрерывно возрастающей нагрузкой».

На территории Российской Федерации действует более ста арбитражных судов, составляющих четырехзвенную судебную систему с четким разграничением компетенции между входящими в ее состав судебными инстанциями.

Первый уровень арбитражных судов составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации, в которых рассматриваются дела в первой инстанции. На территории страны действует 81 арбитражных судов первого уровня. К их числу относятся арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды, осуществляющие проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов первой инстанции. На территории России образованы и действуют двадцать арбитражных апелляционных судов.

К арбитражным судам третьего уровня относятся 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. В кассационной инстанции судебные акты арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Федеральные арбитражные суды округов являются судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

За двадцатилетний период существования арбитражных судов работа системы кардинально модернизирована и среди очевидных достижений отметим некоторых из них.  

1. Реализация на практике принципа правовой определенности в арбитражном судопроизводстве, внедрение прецедента в отечественную систему права. Благодаря этому в системе формируется единообразная, стабильная, предсказуемая, не оставляющая места для разночтений судебная практика как на основе Постановлений Пленума и информационных писем Президиума, так и на основе постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным судебным делам. Этот принцип призван обеспечить на всей территории страны равные возможности для защиты своих прав и интересов в суде гражданам и юридическим лицам, а также укреплять доверие к судебной системе.

2. Проведена масштабная работа по технологическому совершенствованию работы арбитражных судов. В судебную практику внедрены передовые информационные технологии, интегрированные в сеть Интернет: это автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов», состоящая из «Картотеки арбитражных дел», «Банка решений арбитражных судов», «Календаря судебных заседаний» и содержащая более 33 миллионов документов в открытом онлайн-доступе; это система видеоконференцсвязи во всех арбитражных судах, позволяющая проводить заседание с участием сразу нескольких арбитражных судов в режиме многоточечной видеоконференции; это обязательная аудиозапись судебных заседаний, «Мобильная картотека арбитражных дел», видео-трансляция заседаний Президиума ВАС РФ и информационный раздел «Президиум онлайн», позволяющий любому увидеть, как рассматриваются дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. С 2011 года на сайте http://arbitr.ru заработал сервис «Мой арбитр», который предоставляет возможность подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде через сеть Интернет, что упрощает подачу заявлений, сокращает временные и финансовые затраты на доставку документов в суд, облегчает получение копий материалов дела. Перечисленные технические новшества заметно упростили работу судьям и полностью изменили представления о той степени открытости, которую может и должна сегодня предоставлять своим гражданам российская судебная система.

3. Рост самостоятельности арбитражной судебной системы. Этот рост объективирован в качественно ином уровне определенности по вопросам, касающимся формирования единообразной судебной практики в налоговых, административных и гражданских правоотношениях, в разработанных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации доктринах по правовым проблемам, прежде не имевшим отражения в российском законодательстве (доктрины необоснованной налоговой выгоды, восстановления корпоративного контроля, комплекс антирейдерских подходов, концепция комплексной защиты права собственности и других вещных прав).

Среди перспективных целей дальнейшего развития арбитражной системы выделим следующие:

  • повсеместное внедрение безбумажных технологий и электронных дел;
  • усиление прецедентного характера судебных актов и обеспечение правовой определенности в арбитражном судопроизводстве через введение института судебного (преюдициального) запроса и механизмов пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в целях развития права;
  • развитие института специализированных судов в рамках арбитражной системы;
  • расширение компетенции арбитражных судов посредством передачи арбитражным судам всех таможенных и налоговых споров, споров в сфере антимонопольного законодательства, финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В завершение публикации отметим, что арбитражные суды - самая молодая ветвь судебной власти, она постоянно совершенствуется, накапливая и развивая собственный опыт судопроизводства. Вместе с тем уже сейчас арбитражная судебная система является современным, эффективным и гибким правовым инструментом разрешения экономических споров, способным адекватно отвечать на вызовы времени и занимающим достойное место в системе правосудия современной России.

Историческая справка о коммерческом (арбитражном) судопроизводстве в дореволюционной России

До недавнего времени основным источником систематизированных сведений об истории коммерческих, торговых судов в России являлся фундаментальный труд выдающегося дореволюционного российского правоведа Габриэля Феликсовича Шершеневича «Курс торгового права.Т.IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс» (издательство «Статут», серия «Классика российской цивилистики», М., 2003).

В настоящее время подробная историческая информация по данному вопросу содержится также в четырехтомном издании В.Ф.Яковлева, Г.Ю.Семигина «Экономическое правосудие в России» (Москва «Мысль» 2004).

Как отмечают исследователи, идея специального коммерческого суда для рассмотрения ярмарочных, вексельных, фрахтовых и иных торговых дел впервые возникла на российской почве в тех оживленных торговых пунктах, где складывались тесные и постоянные коммерческие контакты представителей русского торгового сословия с иностранцами. Так, согласно уставной грамоте, данной в 1135 году князем Всеволодом Мстиславовичем, в Новгороде при церкви Иоанна на Опоках была организована купеческая корпорация, члены которой носили название «пошлых» купцов. Этой же грамотой был учрежден «суд торговый» в составе тысяцкого, двух купцов, троих «житьих людей». Этот суд иногда именовался судом тысяцкого и рассматривал споры между участниками торгов.

В своем труде Г.Ф.Шершеневич ссылается на утверждения некоторых источников о существовании в это же время торговых судов в таких развитых торговых центрах как Смоленск и Псков. При этом автор осторожно ссылается на отсутствие исторических подтверждений этого вполне логичного и здравого предположения. Возможно, этот вопрос еще ждет своего кропотливого и добросовестного исследователя.

В Ново-торговом уставе 1667 года остро ставится вопрос о необходимости обособления управления купеческими делами, в том числе и о создании специализированного купеческого суда: «А кому купецким людям случится побити челом Великому Государю о своих обидах на кого ни на есть, на всяких чинов людей, и чтоб всем купецким людем давати суд и расправу на тех людей, в том же одном приказе непременно, чтобы купецким людям, волочась по многим приказам, промыслов своих не отбыть и чтоб всякий торговый промысл без волокит множился». Как видим, в уставе подчеркивается, что судопроизводство по купеческим делам должно быть скорым, «без волокит», «не волочась по многим приказам».

При Петре 1 необходимость создания специальных судов для торгового сословия приобрела еще большую остроту. Указами от 30 января 1699 года были учреждены: в Москве- бурмистерская палата, переименованная позднее в ратушу, а в других городах-земские избы. Несмотря на то, что это были финансовые учреждения, они также выполняли судебные функции.

В 1715 году в России была учреждена Коммерц-коллегия, ведавшая вопросами внутренней и внешней торговли, казенными промыслами и промышленностью и выполнявшая наряду с этим судебные функции по торговым и вексельным делам. В Регламенте Коммерц-коллегии подчеркивалось, что «все особливые процессы, или тяжбы купеческих Российского народа людей, которые до купечества не касаются, принадлежат до обыкновенных и определенных судов». В этом акте мы впервые сталкиваемся с разграничением подведомственности между судебными органами по категориям дел.

В августе 1727 года был утвержден Устав о таможенном словесном суде, который должен «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Как отмечает Г.Ф.Шершеневич, в этом же источнике был указан мотив судебной обособленности купеческого сословия: «дабы оные, кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы, тем в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки от него не входили». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в статье «Словесные суды» отмечено, что судопроизводство в этих судах отличалось краткостью; прошение излагалось на словах; ответчику посылалось «повестное» письмо; в случае его неявки оповещение делалось еще два раза, а после третьего раза ответчик или его приказчик приводились к суду насильно; процесс происходил в устной форме, с краткой записью информации о деле в специальную книгу. Словесные торговые суды рассматривали все споры и иски о закупке и продаже товаров, о денежных займах, «об отдаче денег, товаров или писем на сохранение», о найме лавок и судов и «по торговым отправлениям». Эти же суды разбирали споры между хозяевами и наемными работниками, между хозяевами и приказчиками.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818), Феодосии (1819), Архангельске (1820), Измаиле (1824).

Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства, в котором отмечалось: «опыт показал, что в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства от сего происходящие, частно были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других. Пользы сего учреждения, как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные от торговых сословий, и Наше намерение твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению сей важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство спорных торговых дел того могут требовать».

Уровень организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом, впечатляет до сих пор: при коммерческом суде состояли присяжные приставы и служители, присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.

Главной особенностью производства в коммерческих судах России являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. До начала разбирательства по существу проводилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Затем он обязан был дать ответ по существу исковых требований. Протоколистом под контролем секретаря составлялся протокол. По окончании возражений и проверке представленных доказательств дело направлялось в канцелярию для составления записки, которая должна была содержать все данные и законы, разрешающие спор. Присутствующим сторонам «определение решительное» объявлялось немедленно, лично, при открытых дверях. Существовал только один порядок обжалования- апелляция. Подаче жалобы должно было предшествовать объявление неудовольствия состоявшимся решением суда до истечения 8 дней со дня объявления решения, а по делам фрахтовым, вексельным-в течение трех дней.

Работа в коммерческих судах начиналась в десять часов утра и заканчивалась к двум часам пополудни.

Наряду с другими категориями дел к ведению коммерческих судов относились дела по спорам и всякого рода искам между товарищами в полных, коммандитных и простых товариществах, а также дела по сделкам, совершаемым товарищами от имени товарищества с третьими лицами; дела, вытекающие из аварий и кораблекрушений; так называемые охранительные дела о торговой несостоятельности, «независимо от звания лиц, в оную впавших»; дела о безостановочном ходе торгового предприятия в случае смерти единоличного предпринимателя или смерти товарища в товарищеском предприятии.

Судебная реформа 1864 года организационно не коснулась коммерческих судов. Изменения касались только процедуры судопроизводства: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1964 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

Коммерческие суды просуществовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. В течение последующих четырех лет вплоть до перехода к НЭПу экономические и торговые споры вообще никем не рассматривались.

Арбитражный суд Смоленской области: история и современность


Здание, в котором размещается Арбитражный суд Смоленской области

Арбитражный суд Смоленской области является составной частью системы арбитражного судопроизводства современной России.

Прямыми предшественниками арбитражных судов в их нынешнем виде принято считать арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях, образованные на территории РСФСР 21 сентября 1922 года на основании Постановления ЦИК и СНК РСФСР. Именно эта дата считается официальной датой образования системы арбитражных органов России.

Создание арбитражных комиссий относится к периоду новой экономической политики (НЭПа). Как известно, именно в этот период в послереволюционной России началось бурное развитие хозяйственных отношений, внедрялся хозяйственный расчет. Происходившие в стране экономические процессы вызвали насущную потребность в создании специализированных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В начале своей деятельности арбитражные комиссии руководствовались Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденное постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров от 21 сентября 1922 г. Впоследствии процессуальной основой их деятельности стало Положение об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г.и Положение об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г. и др.

В Смоленской области (в то время - Смоленской губернии) мероприятия по созданию арбитражной комиссии (арбикома) начались в конце 1922 года. Так, перечнем первоочередных работ Губисполкома на декабрь-май 1922-23 года было предусмотрено создание арбитражной областной комиссии «для улаживания конфликтов между госучреждениями».

Согласно постановлению особого совещания при Высшей Арбитражной комиссии (ВАК) от 22.12.1922 компетенция смоленской арбитражной комиссии распространялась на Смоленскую, Брянскую, Витебскую и Гомельскую губернии.

Первоначально в штате смоленской арбитражной комиссии числились председатель, два члена комиссии, консультант (юрист), счетовод, делопроизводитель, судебный распорядитель, машинист и рассыльный.Сотрудникам областной арбитражной комиссии выплачивалось денежное вознаграждение по следующим ставкам: председателю и членам комиссии - 214 руб 43 коп.; консультанту - 131 руб. 25 коп.; секретарю - 95 руб. 85 коп.; счетоводу - 33 руб.; делопроизводителю и судебному распорядителю - 27 руб.; машинисту - 21 руб. 60 коп., рассыльному - 15 руб.

Арбитражная комиссия занимала служебные помещения общей площадью 23 « квадратных саженей», на которых размещались канцелярия и «зала для публичных заседаний». Рабочий день сотрудников арбитражной комиссии начинался в 10 часов утра и заканчивался вечером в шестнадцать тридцать. Была установлена обязательная регистрация времени прихода и ухода сотрудников со службы.

Председателями смоленской арбитражной комиссии в разное время являлись Попов Г.С., Игнатьев Г.Д., Чадовский И.Г. К сожалению, мы ничего не знаем об этих людях и об их заслугах перед арбитражной системой, однако их имена остались в истории арбитражных органов Смоленщины.

Интересны архивные данные об оценке работы областной арбитражной комиссии. Так, согласно найденным архивным источникам на заседании Президиума Смоленского Губернского Экономического Совещания 29 июня 1923 года деятельность арбитражной комиссии была признана «удовлетворительной и линия, принятая А.К.,-правильной».

На основании постановления Президиума ВЦИК от 14.01.1929г. первого октября 1929 года была образована Западная область. В ее состав вошли территории Смоленской, Брянской, части Калужской, Тверской и Московской губерний, а также Великолукский округ Ленинградской области. Смоленск стал центром Западной области. Территория Западной области составила 164,7 тыс. кв. км. с населением 6,58 млн. человек.С этого времени областная арбитражная комиссия действовала при Западном Областном Исполнительном комитете.

Безусловно, арбитражные комиссии по существу являлись придатком органов исполнительной власти и были подконтрольны им. Достаточно вспомнить о возможности отмены арбитражных решений Президиумом Губисполкома, а также о том, что именно органы исполнительной власти могли признать либо не признать «линию арбитражной комиссии правильной». Областная арбитражная комиссия просуществовала на территории Смоленщины вплоть до 1931 года, а затем на смену ей пришел государственный арбитраж.Создание нового органа экономического правосудия в стране было обусловлено, в первую очередь, совершенствованием хозяйственных отношений между предприятиями и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Так, в марте 1931 года постановлением ВЦИК и СНК СССР всем государственным, хозяйственным и кооперативным органам и предприятиям было предписано оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность. Таким образом, введение обязательного договорно-правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий вызвало необходимость создания более совершенного механизма разрешения экономических споров, которые неизбежно возникали между договорными контрагентами.

Государственный арбитраж был образован в системе органов государственного управления 3 мая 1931 г. Он был учрежден с целью «разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». Правовое положение государственного арбитража регламентировало Положение о Государственном арбитраже, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 03.05.1931 № 5/298, которое с изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1960 г.

Арбитражная система состояла из государственного и ведомственного арбитража. Государственный арбитраж разрешал споры предприятий и организаций различного административного подчинения, ведомственный арбитраж - споры между предприятиями в рамках одного ведомства (министерства, комитета).

В дальнейшем развитие и преобразование государственного арбитража, расширение его компетенции происходило под влиянием изменяющихся экономических условий в стране.

Постановлением Совнаркома СССР от 19.12.1933 «О заключении договоров на 1934 год» на органы госарбитража, помимо рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем. На оснавонии Постановлениея Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. № 768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» госарбитраж передан в состав Министерства юстиции СССР.С принятием постановления Совета Министров СССР от 10.06.1954 № 1153 «О Государственном арбитраже» органы государственного арбитража выделены из состава Министерства юстиции СССР и подчинены непосредственно Совету Министров СССР.

Главной задачей государственного арбитража согласно постановлению Совета Министров СССР от 23.07.1959 № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража» являлось активное воздействие на предприятия организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение госарбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.

В 1960 г. Советом Министров СССР было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На его основании в 1960-1961 г.г. были утверждены Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.


Цветков М.Е. - главный госарбитр Смоленской области с 1954 по 1989 годы

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление № 646 от 07.08.1970 «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» , в соответствии с которым арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. госарбитражи состояли при исполнительных органах и не подчинялись вышестоящим арбитражам. 17 января 1974 г. Советом Министров СССР принято постановление № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража». Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1977 г. Государственный арбитраж СССР получил статус конституционного органа. 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР впервые был принят Закон «О Государственном арбитраже в СССР», которым установлены организация и порядок деятельности органов государственного арбитража. На его основе были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В РСФСР также действовало Положение об органах Государственного арбитража, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

С самого начала своего существования органы государственного арбитража выполняли судебные функции путем разрешения имущественных споров в соответствии с законодательством и договорами. Именно после вывода государственного арбитража из подчинения органов управления, когда их решения уже не подлежали пересмотру этими органами, арбитражная система постепенно стала приобретать черты коммерческого, экономического суда. При этом наряду с разрешением экономических споров арбитражные органы осуществляли и некоторые контрольно-управленческие функции (например, контролировали заключение предприятиями плановых договоров, соблюдение ими договорной дисциплины; осуществляли контроль за организацией и деятельностью юридических служб предприятий и др.), а также обладали правом издания акты нормативного характера. Тем не менее, в последние годы своей деятельности государственный арбитраж являлся переходным органом, обладавшим многими чертами судебных органов.

В 1991 году в России было всего 620 государственных арбитров, выполнявших огромный объем работы (в 1991 году ими разрешено 361049 споров).

В Смоленске государственный арбитраж впервые был образован 29 июня 1931 года для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора Западной области.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны территория Смоленской области оказалась в зоне активных боевых действий, в связи с чем в срочном порядке осуществлялась эвакуация людей, материальных ценностей и скота вглубь страны.

Решением бюро Обкома ВКП/б/ от 10.10.1941 из состава работников Облисполкома и Обкома ВКП/б/ созданы оперативные группы для руководства областью. В отношении всех остальных работников Облисполкома и Обкома принято решении об эвакуации в Саратовскую область для работы, а в отношении военнообязанных - для мобилизации их в Красную Армию. 12 октября 1941 года Смоленская область была полностью оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Данных о судьбе государственного арбитража в период оккупации в архивах Смоленской области обнаружить не удалось.

Борзыкин В.С. - главный госарбитр Смоленской области в период с 1989 по 1992 годы

Первый председатель Арбитражного суда Смоленской области В.С. Борзыкин, заместитель председателя, председатель судебной коллегии суда Т.В. Кулешова, заместитель председателя суда, председатель коллегии суда В.Н. Заболоцкая

После освобождения Смоленщины началось возвращение эвакуированных организаций, восстановление государственного аппарата и разрушенного хозяйства области. Несомненным подтверждением того, что в 1944-1945г.г. государственный арбитраж уже приступил к своей непосредственной деятельности, является обнаруженная в архиве смета расходов на его содержание. Количество дел в послевоенный период постоянно увеличивалась. Так, в 1947 году в госарбитраж поступило 938 дел, в 1948 г. - 1071 дело, в 1949 г. - 1500 дел.

С 1954 года деятельность государственного арбитража Смоленской области тесно связана с именем Цветкова Михаила Егоровича, который занимал должность главного государственного арбитра Смоленской области в период с 1954 г. по 1989 г. и внес большой личный вклад в развитие и совершенствование арбитражной системы.

До преобразования государственного арбитража в арбитражный суд государственными арбитрами в разные годы работали Мартакова В., Любовская Н.С., Петраченкова Г.М., Кулешова Т.В., Заболоцкая В.Н.

Коллектив Арбитражного суда Смоленской области и бывший госарбитр Смоленской области М.Е. Цветков (в верхнем ряду четвертый справа) на праздновании 75-летия арбитражной системы

Роль Госарбитража Смоленской области была весьма высокой. Об этом свидетельствует тот факт, что только в первом полугодии 1982 года областной госарбитраж рассмотрел 1034 дела, по которым с ответчиков взыскано свыше 3 млн. руб. задолженности и штрафов. Рассматривались сложные дела различных категорий, вытекающие из договоров перевозки, контрактации, поставки, капитального строительства.

Новый этап развития арбитражной системы относится к девяностым годам прошлого века, когда стремительное развитие рыночных отношений, процесс разгосударствления собственности потребовали создания подлинно независимых судебных органов для рассмотрения экономических споров. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» с 1 октября 1991 г. органы государственного арбитража были преобразованы в арбитражные суды. Фактически арбитражные суды на базе органов Госарбитража были сформированы и начали функционировать на всей территории России в 1992 году.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. № 2642-1 первым председателем Смоленского областного арбитражного суда избран Борзыкин Владимир Степанович, работавший до избрания на эту должность главным государственным арбитром Смоленской области. Борзыкин В.С. являлся руководителем арбитражного суда вплоть до марта 2005 года.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 2973-1 избраны:Кулешова Татьяна Владимировна - первым заместителем председателя - председателем коллегии областного арбитражного суда;Заболоцкая Валентина Николаевна - заместителем председателя - председателем коллегии областного арбитражного суда;Индыкова Людмила Владимировна, Либерова Людмила Викторовна, Мартыненков Леонид Семенович, Петраченкова Галина Михайловна-судьями арбитражного суда.

Приказом от 22.06.1992 № 3 с 1 июля 1992 г. для рассмотрения дел в Смоленском областном арбитражном суде образованы две судебные коллегии: по разрешению дел по экономическим спорам и спорам, возникающим в сфере управления, и по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу (кассационная коллегия).В это период наибольшую сложность представляла категория споров, касающихся оспаривания приватизационных сделок в отношении государственного и муниципального имущества.

С 1 июля 1995 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 № 71-ФЗ, на основании которого в системе арбитражных судов учреждалась апелляционная инстанция.

Приказом председателя арбитражного суда Смоленской области от 3 июля 1995 г. № 36 в связи с принятием новых законов о судоустройстве и судопроизводству в арбитражных судах Смоленский областной арбитражный суд был переименован в Арбитражный суд Смоленской области. Этим же приказом в составе арбитражного суды были образованы две судебные коллегии: по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений.Судебные коллегии арбитражного суда области рассматривали в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам, изучали и обобщали судебную практику, разрабатывали предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализировали судебную статистику, а также осуществляли иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.


Судьи судебной коллегии по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений (слева-направо); Л.В. Индыкова, И.В. Шапошников, Е.Г. Молокова, В.В. Воронова (верхний ряд): Е.Е. Гращенкова, Л.В. Либерова, Л.Л. Буринская, А.М. Сестринский (нижний ряд).


Судьи судебной коллегии по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений(слева-направо):Ю.А. Пузаненков, В.А. Печорина, В.В. Яковенкова, Ю.В. Ерохина (верхний ряд); Л.В. Борисова, Т.В. Кулешова, Е.Г. Бажанова, Р.Н. Алмаев (нижний ряд).

Приказом от 27 октября 2000 г. № 5 в Арбитражном суде Смоленской области произведено организационное разграничение деятельности первой и апелляционной инстанций. Этим же приказом была создана апелляционная инстанция, которая просуществовала в составе арбитражного суда вплоть до октября 2006 г.С этого времени начал действовать Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), осуществляющий проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, принятых арбитражными судами Тульской, Смоленской, Рязанской, Брянской, Калужской областей. С момента начала деятельности Двадцатого арбитражного апелляционного суда Арбитражный суд Смоленской области не рассматривает апелляционные жалобы и является только судом первой инстанции. Проверку вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Смоленской области в кассационной инстанции осуществляет Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга).

За 15 лет с момента создания Арбитражный суд Смоленской области развивался и изменялся вместе с реформированием всей арбитражной системы России, совершенствовалась организация и качество работы, изменялась структура суда, расширялся штат, улучшались условия работы.

В настоящее время штатная численность судей Арбитражного суда Смоленской области составляет 22 человека, государственных гражданских служащих – 64 человека. 

Указами Президента Российской Федерации от 20 июля 2005 года №838 и от 27 июня 2011 года №865 председателем Арбитражного суда Смоленской области назначен Шурыгин Сергей Дмитриевич.


Председатель Арбитражного суда Смоленской области С.Д. Шурыгин

Первым заместителем председателя Арбитражного суда Смоленской области - председателем судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, является Кулешова Татьяна Владимировна. Заместителем председателя Арбитражного суда Смоленской области - председателем судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, является Пузаненков Юрий Алексеевич. В настоящее время в Арбитражном суде Смоленской области для оптимальной организации работы по осуществлению правосудия созданы две судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии образованы судебные составы, которые возглавляют председатели составов Либерова Л.В., Сестринский А.М., Бажанова Е.Г., Селивончик А.Г.

В составе арбитражного суда действует президиум, в который входят председатель арбитражного суда, его заместители, председатели судебных составов.

Судьи арбитражного суда принимают активное участие в работе Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Центрального округа и органов судейского сообщества Смоленской области. Судьи Печорина В.А. и Титов А.П. входят в состав Совета судей Смоленской области. Председатель судебного состава Либерова Л.В., судьи Буринская Л.В., Алмаев Р.Н., Воронова В.В., Савчук Л.А. являются членами Квалификационной коллегии судей Смоленской области. Председатель судебного состава Бажанова Е.Г., судьи Лукашенкова Т.В., Яковенкова В.В. входят в состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Судьи и сотрудники Арбитражного суда Смоленской области являются постоянными авторами специализированных юридических изданий: «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Хозяйство и право», «Арбитражная практика», «Налоговые споры: теория и практика» и др. (судьи Кулешова Т.В., Лукашенкова Т.В.), публикации представляют значительный интерес для развития юридической науки и практики.

Судьи Шурыгин С.Д., Бажанова Е.Г. преподают юридические дисциплины в образовательных учреждениях города Смоленска, а также в системе переподготовки кадров.

Аппарат Арбитражного суда Смоленской области

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором арбитражного суда Каринской И.Л.

Структурными подразделениями суда являются отделы: делопроизводства (начальник отдела Денисова Т.Г.), финансово-экономический (начальник отдела Жарковская Л.В.), кадров и государственной службы (начальник отдела Жарова М.Ю.), информатизации и связи (начальник отдела Андреюшкина О.И.), материально-технического обеспечения (начальник отдела Панькова Н.В.).

За последние годы значительно улучшились материально-технические условия работы суда. Сегодня Арбитражный суд Смоленской области занимает три этажа и цокольный этаж в административном здании по адресу: г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 46. Помещения арбитражного суда приведены в соответствие с задачами арбитражного судопроизводства на современном этапе. Особое значение в Арбитражном суде Смоленской области уделяется внедрению современных компьютерных технологий, что направлено на обеспечение доступности, открытости и прозрачности правосудия, придание деятельности суда публичного характера. В целях обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности Арбитражного суда Смоленской области, создания механизмов доступа к правосудию, а также информационного взаимодействия с гражданами и гражданским обществом, для решения иных задач в области информационной политики судебной власти с декабря 2005 г. функционирует официальный Интернет-сайт Арбитражного суда Смоленской области (www.smolensk.arbitr.ru). На его страницах размещается информация о движении дел, судебные акты по рассматриваемым делам, обобщения правоприменительной практики, публикации судей и работников аппарата, справочная информация и материалы, новости. В холле первого, третьего и четвертого этажей расположены сенсорные информационные киоски арбитражного суда, также позволяющие получить информацию о движении дела. Внедрен программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство», что позволило ускорить доступ к информации, упростить движение корреспонденции, обеспечить решение организационных задач, повысить эффективность внутреннего контроля. Функционирует электронный информационный блок, позволяющий оперативно доводить до судей и работников аппарата суда служебную информацию: информационные письма и обзоры, судебные акты вышестоящих судебных инстанций, актуальную информацию о выработке единообразных подходов к разрешению правоприменительных вопросов.


Коллектив суда на экскурсии в Музее-усадьбе М.И. Глинки

Участие коллектива суда во Всероссийской массовой лыжной гонке "Лыжня России"

 

Приоритетными направлениями в деятельности Арбитражного суда Смоленской области являются совершенствование правосудия путем обеспечения его открытости, доступности, независимости и эффективности, быстрое и качественное разрешение экономических споров, повышение доверия участников рынка к арбитражному суду.

Материал предоставлен
Арбитражным судом
Смоленской области