Госарбитраж Смоленской области

На смену арбитражным комиссиям пришел государственный арбитраж, что было обусловлено внедрением хозяйственных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, в соответствии с которыми всем государственным, хозяйственным и кооперативным органам и предприятиям вменялось в обязанность оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.  [1] В этой связи потребовался новый орган для разрешения споров между предприятиями.

Государственный арбитраж был образован в системе органов государственного управления 3 мая 1931 года. Он был учрежден с целью «разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». Правовое положение государственного арбитража регламентировало Положение о Государственном арбитраже, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 03.05.1931 № 5/298, которое с изменениями и дополнениями действовало до 1960 года.

Система арбитража включала в себя государственный и ведомственный арбитраж. Государственный арбитраж разрешал споры предприятий и организаций различного административного подчинения, ведомственный арбитраж – споры между предприятиями в рамках одного ведомства (министерства, комитета).

В дальнейшем развитие и преобразование государственного арбитража, расширение его компетенции происходило под влиянием изменяющихся экономических условий, с целью повышения его роли в народном хозяйстве, при этом на арбитраж возлагались новые задачи.

Постановлением Совнаркома СССР от 19.12.1933 «О заключении договоров на 1934 год» на органы госарбитража, помимо рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем. В соответствии с постановлением СНК СССР от 05.12.1939 «О заключении договоров на 1940 год»  [2] на госарбитраж возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании договоров поставки.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1953 года № 768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» госарбитраж передан в состав Министерства юстиции СССР.

С принятием постановления Совета Министров СССР от 10.06.1954 № 1153  «О  Государственном  арбитраже»  органы государственного арбитража выделены из состава Министерства юстиции СССР и подчинены непосредственно Совету Министров СССР.

Главной задачей государственного арбитража согласно постановлению Совета Министров СССР от 23.07.1959 № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража» являлось активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение госарбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. До предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения были обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

В 1960 году Советом Министров СССР было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На его основании в 1960-1961 годах были утверждены Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

В августе 1970 года Совет Министров СССР принял постановление № 646 от 07.08.1970 «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в соответствии с которым арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 года Госарбитражи состояли при исполнительных органах и не подчинялись вышестоящим арбитражам.

17 января 1974 года Советом Министров СССР принято постановление № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража». Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1977 года Госарбитраж получил статус конституционного органа. 30 ноября 1979 года Верховным Советом СССР впервые был принят Закон «О Государственном арбитраже в СССР», которым установлены организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража. На его основе были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.  [3] В РСФСР также действовало Положение об органах Государственного арбитража, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

Как отмечал главный государственный арбитр Смоленской области М.Е. Цветков в статье «Договор – закон», посвященной 60-летию государственного арбитража, «разрешая хозяйственные споры, госарбитраж восстанавливает нарушенные права предприятий и организаций, понуждает их к надлежащему исполнению обязательств, способствует ускорению расчетов, привлекает нарушителей договорной дисциплины к установленной нормативными актами или договорами имущественной ответственности».  [4]

С начала существования органы Государственного арбитража выполняли судебные функции путем разрешения имущественных споров в соответствии с законодательством, договорами. После вывода Госарбитража из подчинения органам управления, когда их решения уже не подлежали пересмотру органами управления, система органов Госарбитража постепенно стала приобретать черты коммерческого или экономического суда. Однако наряду с разрешением экономических споров Госарбитраж осуществлял и некоторые контрольно-управленческие функции (например, контролировал заключение предприятиями плановых договоров), а также обладал правом издавать акты нормативного характера. Тем не менее, в последние годы своей деятельности Госарбитраж являлся переходным органом, обладавшим многими свойственными судам чертами.

В 1991 году в России было всего 620 государственных арбитров, выполнявших огромный объем работы: в 1991 году ими разрешено 361049 споров.

В Смоленске Госарбитраж образован 29 июня 1931 года. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 года Президиумом Западного Исполнительного Комитета вынесено постановление № 768 от 29.06.1931 «Об организации Государственного Арбитража».  [5] Указанным постановлением распущена существовавшая до этого времени Областная Арбитражная Комиссия. Для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора по Западной области при исполнительном комитете Западной области учрежден Госарбитраж в составе Главного Арбитра, его заместителей и арбитров.

Для осуществления общего руководства работой государственного арбитража на должность Главного Арбитра был назначен т. Гельфанд по совместительству. В 1931 году должность Главного Арбитра занимал Масальский, а 20 декабря того же года Главным Арбитром госарбитража при Облисполкоме назначен Овчинкин Демьян Николаевич (постановление Президиума Западного Областного исполнительного комитета от 20.12.1931 № 1767).

Жалобы на решения Госарбитража передавались на рассмотрение Президиума Западного Областного исполнительного комитета. По результатам рассмотрения Президиумом Западного Облисполкома выносились постановления.

В первые дни Великой Отечественной войны территория Смоленской области оказалась в зоне активных военных действий, в связи с чем, в срочном порядке осуществлялась эвакуация людей, материальных ценностей и скота вглубь страны. Решением Исполнительного Комитета Областного Совета и Бюро Обкома ВКП/б/ 8 июля 1941 года был утвержден Областной Комитет по эвакуации.  [6]

Решением бюро Обкома ВКП/б/ от 10.10.1941 из состава работников Облисполкома и Обкома ВКП/б/ созданы оперативные группы для руководства областью. В отношении всех остальных работников Облисполкома и Обкома принято решение об эвакуации в Саратовскую область для работы, а в отношении военнообязанных – для мобилизации их в Красную Армию.  [7]

12 октября 1941 года Смоленская область была полностью оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

Данные о судьбе Госарбитража в период оккупации в архивах Смоленской области отсутствуют.

Освобождена Смоленщина в сентябре 1943 года в результате Смоленской наступательной операции под кодовым названием «Суворов». Эта операция была частью общего наступления Красной Армии летом и осенью 1943 года и вошла в историю как одно из крупных военных событий.

Смоленск был одним из наиболее пострадавших во время войны городов. Город подвергся почти полному разрушению. Согласно справке Смоленской областной чрезвычайной комиссии об ущербе, причиненном фашистскими захватчиками народному хозяйству области, «в Смоленске разрушено: 4518 зданий жилого фонда, 26 зданий больниц и амбулаторий, 33 школы, 54 здания детских учреждений, 31 здание, принадлежащее высшим, средним и специальным учебным заведениям, 120 промышленных предприятий, 63 специальных зданий складов и торговых баз, две коммунальные электростанции, водопровод, трамвай, бани, два крупных моста через реку Днепр и т.д., весь железнодорожный узел».

Количество жителей в г. Смоленске на 1-ое августа 1944 года по данным переписи составило 58980 человек.

В докладе, адресованном заместителю председателя Совета народных комиссаров СССР тов. Молотову В.М. отмечалось: «по освобождении города Смоленска от немецких оккупантов в уцелевших коммунальных и ведомственных домах с громадным трудом были размещены учреждения, предприятия и организации, а также рабочие и служащие этих учреждений предприятий и организаций, прежние квартиры которых уничтожены».

После освобождения Смоленщины началось возвращение эвакуированных организаций, восстановление государственного аппарата и разрушенного хозяйства области. Уже 18 августа 1943 года по распоряжению председателя Смоленского Облисполкома Мельникова Р.Е. Госарбитражу при Облисполкоме было предложено в трехдневный срок представить штатное расписание, «учтя, что облисполком будет исходить с ходатайством в Государственную штатную комиссию при СНК СССР об утверждении штатов областным отделам Облисполкома на уровне существовавшего довоенного штата».

Об осуществлении в 1944-1945 годах Госарбитражем при Смоленском Облисполкоме деятельности свидетельствует утвержденная для него смета расходов, в которые включалась зарплата сотрудников арбитража с начислениями, административно-хозяйственные расходы (канцелярские, почтовые, типографские, телеграфные, содержание помещений, приобретение мелкого канц. инвентаря), командировочные и приобретение инвентаря (пишущая машинка, столы канцелярские, стулья, шкаф, ящик жел.). Тем не менее отмечалось, что из-за нехватки даже минимального количества стульев или табуреток их приходилось «перетаскивать из комнаты в комнату, чтобы дать сесть прибывшему по делу».  [8]

В 1944 году  [9] начались работы по восстановлению здания Облисполкома в г. Смоленске по ул. К.Маркса, где впоследствии располагался и Госарбитраж.

Количество дел в послевоенный период постоянно увеличивалась. Так, в 1947 году в госарбитраж поступило 938 дел, в 1948 г. – 1071 дело, в 1949 г. – 1500 дел.

В 1945 году в штате Госарбитража при Смоленском облисполкоме состояли главный госарбитр, госарбитр, секретарь-машинистка и архивариус.

В послевоенные годы Главным государственным арбитром являлся Тихомиров Виктор Иванович, который был назначен на эту должность не позднее 1947 года и занимал ее по 1954 год.

С июня 1946 года по 1 августа 1953 года государственным арбитром работал Борисенков Иван Семенович, которым в этот период рассматривалось основное количество дел по первой инстанции (более 90 %).

Борисенков И.С. родился в 1911 году в д. Рытое Касплянской волости Смоленской губернии в семье земледельца. Получил неполное среднее образование. До назначения госарбитром в довоенное время был колхозником, секретарем Верховского сельсовета, председателем Возновского сельсовета Смоленского р-на Смоленской обл., инструктором Смоленского облисполкома. Участник и инвалид Великой Отечественной войны, член ВКП/б/. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За взятие Кенигсберга».

Количество дел в послевоенный период постоянно увеличивалась. Так, в 1947 году в Госарбитраж поступило 938 дел, в 1948 году – 1071 дело, в 1949 году – 1500 дел.

Жалобы на решения госарбитра рассматривались главным госарбитром, а на решения главного арбитра – Исполкомом Областного Совета. Количество удовлетворенных жалоб в 1947 году составило 1 %, в 1948 году – 0,7 %, в 1949 году – 0,63 %.

Впоследствии деятельность Государственного арбитража Смоленской области тесно связана с именем Цветкова Михаила Егоровича, который занимал должность Главного государственного арбитра Смоленской области с 1954 года по 1989 год (с небольшим перерывом).

Цветков М.Е. родился 17 февраля 1929 года в Смоленской области в многодетной крестьянской семье. В 1952 году с отличием закончил Минский юридический институт и по распределению направлен в распоряжение Управления Министерства юстиции по Смоленской области, где был назначен сначала стажером, затем заведующим юридической консультацией Екимовичского района. В 1953 году назначен арбитром Государственного арбитража Смоленской области.

За время работы неоднократно поощрялся Государственным арбитражем СССР. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 6 октября 1972 года Цветкову М.Е. присвоено почетное звание заслуженного юриста РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1986 года награжден орденом «Знак Почета».

Вспоминая начало своей трудовой деятельности в государственном арбитраже, Цветков М.Е. отмечал, что с 1 января 1955 года фактически в госарбитраже в Смоленской области работали всего два сотрудника – главный арбитр и секретарь-машинистка. Финансирование осуществлялось из местного бюджета и было крайне скромно. Ввиду недостаточности средств при уничтожении рассмотренных дел с истекшим сроком хранения приходилось отрывать обложки и использовать их при формировании новых дел. Размещался Госарбитраж на четвертом этаже здания № 12 по ул. К. Маркса, где занимал всего один кабинет получердачного типа, затем был переведен в здание гостиницы «Смоленск», а впоследствии – в здание Администрации области (бывший Дом Советов). Помимо финансовых затруднений, возникали сложности и непосредственно в служебной деятельности госарбитров, вызванные подчиненностью арбитража облсиполкому. Так, при разрешении споров между предприятиями и организациями нередко руководители облисполкома и партийные органы, курирующие данные предприятия, «рекомендовали» решать то или иное конкретное дело в пользу одной из сторон. Однако, несмотря на оказываемое давление, госарбитпры старались быть объективными и беспристрастными. Уже в то время ощущалась необходимость создания независимых арбитражных судов.

До преобразования госарбитража государственными арбитрами Смоленского государственного арбитража в разные годы были Мартакова В., Любовская Н.С., Петраченкова Г.М., Кулешова Т.В., Заболоцкая В.В.

Роль Госарбитража Смоленской области была весьма высокой. Об этом свидетельствует тот факт, что, только в первом полугодии 1982 года областной госарбитраж рассмотрел 1034 дела, по которым с ответчиков взыскано свыше 3 млн. руб. задолженности и штрафов. Рассматривались сложные дела различных категорий. Например, по поводу недостач и ненадлежащего качества картофеля, отгруженного осенью 1981 года в организации потребкооперации, поступило исков на общую сумму около 600 тысяч рублей. За нарушения обязательств по договору поставки арбитражу приходилось штрафовать предприятия областного управления лесного хозяйства и местной промышленности, Смоленскую трикотажную фабрику и швейное объединение «Восход», мебельный комбинат «Днепр» и других поставщиков. Крупные суммы штрафов взыскивались как с заказчиков, так и с подрядчиков за нарушение обязательств по договорам подряда на капитальное строительство. В случаях грубого или неоднократного нарушения договорных обязательств арбитраж использовал свое право применения к нарушителям санкций в повышенном размере.  [10]

Госарбитраж Смоленской области рассматривал также споры, связанные с проблемами экологии и экологической безопасности, и информировал общественность о таких делах. В газете «Рабочий путь» в 1988 году опубликована статья государственного арбитра Смоленской области Кулешовой Т.В. «Опасная «доброта» или «Почему гибнет рыба», занесенная в «Красную книгу» по материалам спора, связанного с массовым отравлением и гибелью рыбы в результате сброса вредных веществ в водоемы. Арбитраж удовлетворил иск, взыскав с совхоза «Верешковичский» Духовщинского района 21516 руб. ущерба, причиненного рыбным запасам (включая стоимость погибшей рыбы и ущерб от потери ее потомства), а также 860 руб. госпошлины и 430 руб. штрафа в доход союзного бюджета за отсутствие ответа на претензию.

Помимо осуществления судебных функций по разрешению хозяйственных споров, государственный арбитраж осуществлял также управленческие (административные) функции. К задачам государственного арбитража относилась работа по предупреждению и устранению выявленных госарбитражем нарушений законности и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Такую предупредительную работу Госарбитраж Смоленской области проводил в тесном контакте в органами прокуратуры области, отделом юстиции облисполкома, с другими контролирующими организациями, добиваясь повышения уровня правовой работы в народном хозяйстве, укрепления договорной дисциплины, привлечения к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.  [11]

_______________________________________

 [1] Собрание законодательства СССР. – 1931. – № 10. Ст. 109; № 18. Ст. 166.

 [2] СП СССР. – 1939. – № 58. Ст. 618.

 [3] Собрание постановлений Совета Министров СССР. – 1980. – №№ 16, 17. Ст. 104.

 [4] Цветков М. Договор – закон // Рабочий путь. – № 219 (18001). – 21.09.1982.

 [5] Государственный архив Смоленской области.

 [6] Решение Исполнительного Комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся и Бюро Обкома ВКП/б/ № 2232 от 08.07.1941 // Государственный архив новейшей истории Смоленской области.

 [7] Протокол № 114 Заседания Бюро Смоленского Обкома ВКП/б/ от 13.10.1941 // Государственный архив новейшей истории Смоленской области.

 [8] Доклад о работе Бюро парторганизации Смоленского Облисполкома за период с 30 мая 1943 г. по 30 декабря 1944 г. // Государственный архив новейшей истории Смоленской области.

 [9] Решение исполнительного комитета Смоленского областного совета депутатов трудящихся № 1887 от 08.09.1944 // Государственный архив Смоленской области.

 [10] См.: Цветков М. Договор – закон // Рабочий путь. – № 219 (18001). – 21.09.1982.

 [11] См.: Цветков М. Договор – закон // Рабочий путь. – № 219 (18001). – 21.09.1982.

Сервис временно не доступен