Страницы истории арбитражного судопроизводства

Для современной системы российского экономического правосудия характерна преемственность, идущая от дореволюционных коммерческих судов, а также от существовавших в советское время арбитражных комиссий и государственного арбитража.

Прямыми и непосредственными предшественниками арбитражных судов являются существовавшие в России с древних времен и до Октябрьской революции 1917 года торговые, коммерческие суды, и еще не забытая многими система государственного арбитража, образованного в 1922 году и регулировавшего экономические правоотношения между субъектами хозяйственной деятельности.

Коммерческие суды разрешали торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности. «Первые русские коммерческие суды носили характер специальных судов, регламентирующих от имени государства коммерческую деятельность как таковую. В России об особых судах для разрешения коммерческих споров упоминается в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 г.  [1]».

Как отмечают исследователи, идея специального коммерческого суда для рассмотрения ярмарочных, вексельных, фрахтовых и иных торговых дел впервые возникла на российской почве в тех оживленных торговых пунктах, где складывались тесные и постоянные коммерческие контакты представителей русского торгового сословия с иностранцами. Так, согласно уставной грамоте, данной в 1135 году князем Всеволодом Мстиславовичем, в Новгороде при церкви Иоанна на Опоках была организована купеческая корпорация, члены которой носили название «пошлых» купцов. Этой же грамотой был учрежден «суд торговый» в составе тысяцкого, двух купцов, троих «житьих людей». Этот суд иногда именовался судом тысяцкого и рассматривал споры между участниками торгов.

В Ново-торговом уставе 1667 года остро ставится вопрос о необходимости обособления управления купеческими делами, в том числе и о создании специализированного купеческого суда: «А кому купецким людям случится побити челом Великому Государю о своих обидах на кого ни на есть, на всяких чинов людей, и чтоб всем купецким людем давати суд и расправу на тех людей, в том же одном приказе непременно, чтобы купецким людям, волочась по многим приказам, промыслов своих не отбыть и чтоб всякий торговый промысл без волокит множился». Как видим, в уставе подчеркивается, что судопроизводство по купеческим делам должно быть скорым, «без волокит», «не волочась по многим приказам».

При Петре 1 необходимость создания специальных судов для торгового сословия приобрела еще большую остроту. Указами от 30 января 1699 года были учреждены: в Москве- бурмистерская палата, переименованная позднее в ратушу, а в других городах-земские избы. Несмотря на то, что это были финансовые учреждения, они также выполняли судебные функции.

В 1715 году в России была учреждена Коммерц-коллегия, ведавшая вопросами внутренней и внешней торговли, казенными промыслами и промышленностью и выполнявшая наряду с этим судебные функции по торговым и вексельным делам. В Регламенте Коммерц-коллегии подчеркивалось, что «все особливые процессы, или тяжбы купеческих Российского народа людей, которые до купечества не касаются, принадлежат до обыкновенных и определенных судов». В этом акте мы впервые сталкиваемся с разграничением подведомственности между судебными органами по категориям дел.

В августе 1727 года был утвержден Устав о таможенном словесном суде, который должен «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Как отмечает Г.Ф.Шершеневич, в этом же источнике был указан мотив судебной обособленности купеческого сословия: «дабы оные, кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы, тем в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки от него не входили». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в статье «Словесные суды» отмечено, что судопроизводство в этих судах отличалось краткостью; прошение излагалось на словах; ответчику посылалось «повестное» письмо; в случае его неявки оповещение делалось еще два раза, а после третьего раза ответчик или его приказчик приводились к суду насильно; процесс происходил в устной форме, с краткой записью информации о деле в специальную книгу. Словесные торговые суды рассматривали все споры и иски о закупке и продаже товаров, о денежных займах, «об отдаче денег, товаров или писем на сохранение», о найме лавок и судов и «по торговым отправлениям». Эти же суды разбирали споры между хозяевами и наемными работниками, между хозяевами и приказчиками.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818), Феодосии (1819), Архангельске (1820), Измаиле (1824).

Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства, в котором отмечалось: «опыт показал, что в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства от сего происходящие, частно были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других. Пользы сего учреждения, как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные от торговых сословий, и Наше намерение твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению сей важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство спорных торговых дел того могут требовать».

Уровень организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом, впечатляет до сих пор: при коммерческом суде состояли присяжные приставы и служители, присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.

Главной особенностью производства в коммерческих судах России являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. До начала разбирательства по существу проводилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Затем он обязан был дать ответ по существу исковых требований. Протоколистом под контролем секретаря составлялся протокол. По окончании возражений и проверке представленных доказательств дело направлялось в канцелярию для составления записки, которая должна была содержать все данные и законы, разрешающие спор. Присутствующим сторонам «определение решительное» объявлялось немедленно, лично, при открытых дверях. Существовал только один порядок обжалования - апелляция. Подаче жалобы должно было предшествовать объявление неудовольствия состоявшимся решением суда до истечения 8 дней со дня объявления решения, а по делам фрахтовым, вексельным - в течение трех дней.

Работа в коммерческих судах начиналась в десять часов утра и заканчивалась к двум часам пополудни.

Наряду с другими категориями дел к ведению коммерческих судов относились дела по спорам и всякого рода искам между товарищами в полных, коммандитных и простых товариществах, а также дела по сделкам, совершаемым товарищами от имени товарищества с третьими лицами; дела, вытекающие из аварий и кораблекрушений; так называемые охранительные дела о торговой несостоятельности, «независимо от звания лиц, в оную впавших»; дела о безостановочном ходе торгового предприятия в случае смерти единоличного предпринимателя или смерти товарища в товарищеском предприятии.

Судебная реформа 1864 года организационно не коснулась коммерческих судов. Изменения касались только процедуры судопроизводства: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1964 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

Коммерческие суды просуществовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. В течение последующих четырех лет вплоть до перехода к НЭПу экономические и торговые споры вообще никем не рассматривались.

Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов».

Уровень организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом, впечатляет до сих пор: при коммерческом суде состояли присяжные приставы и служители, присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.

Главной особенностью производства в коммерческих судах России являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел.

Коммерческие суды просуществовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. В течение последующих четырех лет вплоть до перехода к НЭПу экономические и торговые споры вообще никем не рассматривались.

Сразу после Октябрьской революции судебные споры между казенными учреждениями, государственными предприятиями не допускались, что было обусловлено слабым развитием товарно-денежных отношений. Имущественные споры разрешались в административном порядке. Отмечалось, что попытки разрешать имущественные споры между государственными органами в судебном порядке являются «совершенно ненормальным явлением».  [2]

Становление арбитражной системы относится к 20-м годам прошлого века – периоду НЭПа, когда в связи с развитием хозяйственных отношений, внедрением хозяйственного расчета появилась потребность в специализированных органах по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные 21 сентября 1922 года в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР. С этой датой связывается создание системы арбитражных органов. Впоследствии арбитражные комиссии были преобразованы в органы государственного арбитража, а последние, в свою очередь, – в современные арбитражные суды.

Первым правовым актом, регламентирующим деятельность арбитражных комиссий, было Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденное постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров от 21 сентября 1922 года.  [3]

Положение содержало 23 статьи и определяло порядок образования комиссий, регламентировало организацию их работы и подведомственность разрешаемых споров. Так, в соответствии с указанным Положением Высшая Арбитражная комиссия при СТО (Совет Труда и Обороны) образовывалась в составе: председателя, назначаемого СТО по предоставлению НКЮ (Наркомат юстиции), и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. В соответственном порядке назначались заместитель председателя и заместители членов комиссии.

Арбитражные Комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению НКЮ, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.

Подробные правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, а равно размер судебных пошлин и сборов устанавливались Высшей Арбитражной комиссией и доводились до сведения нижестоящих комиссий в виде циркуляров. Впоследствии было принято Положение об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 года,  [4] Положение об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 года и др.

Арбитражные комиссии рассматривали дела коллегиально в составе трех членов с участием юристов и хозяйственных руководящих работников по правилам, установленным ГПК, с некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях разрешали имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями различных ведомств. Позднее арбитражные комиссии были созданы при совнаркомах автономных социалистических республик, при исполкомах областей и губерний. В системе управления отдельными отраслями экономики были созданы ведомственные арбитражные комиссии.

В Смоленской области (в то время – Смоленская губерния) мероприятия по созданию Арбитражной Комиссии начались в конце 1922 года. В перечне первоочередных работ Губисполкома на декабрь-май месяцы 1922-1923 годов  [5] было предусмотрено: для улаживания конфликтов между госучреждениями организовать районную арбитражную (областную) комиссию, что было отнесено к первоочередным задачам Советского строительства в организационно-административной области.

Согласно постановлению особого совещания при Высшей Арбитражной комиссии (ВАК) от 22.12.1922 в район деятельности Смоленской Арбитражной комиссии входили Смоленская, Брянская, Витебская и Гомельская губернии.

Постановлением СТО от 11.01.1923 для Смоленской Арбитражной Комиссии установлен следующий штат: председатель, 2 члена комиссии, консультант /юрист/, счетовод, делопроизводитель, судебный распорядитель, машинист и рассыльный.

Состав первой Арбитражной комиссии был утвержден на заседании Пленума Смоленского Губернского Экономического Совещания 17 января 1923 года по предложению Президиума Губисполкома. В него вошли: Попов Г.С. – председатель (утвержден на должность председателя комиссии постановлением СТО от 13 января 1923 года); Книпст Н.А. – заместитель председателя, Бобашинский А.В. – член комиссии, Клевер, Решетов, Грязнов – кандидаты.

Первый приказ председателя Смоленской Арбитражной Комиссии при Губэкосо датирован 1-м февраля 1923 года.

Общая площадь помещений, занятых комиссией, составляла 23 кв. саж. и включала канцелярию и «залу для публичных заседаний».

Рабочий день сотрудников арбитражной комиссии начинался в 10 часов утра и заканчивался вечером в шестнадцать тридцать. Была установлена обязательная регистрация времени прихода и ухода сотрудников со службы.

Интересны архивные данные об оценке работы областной арбитражной комиссии. Так, согласно найденным архивным источникам на заседании Президиума Смоленского Губернского Экономического Совещания 29 июня 1923 года деятельность арбитражной комиссии была признана «удовлетворительной и линия, принятая А.К., - правильной».

Финансирование деятельности Арбитражной Комиссии в первые годы ее существования было недостаточным. Не хватало средств на оплату труда аппарата, оплату командировок, на канцелярские и хозяйственные нужды, на руководящую юридическую литературу и законодательный материал.

Первый председатель Арбитражной комиссии Попов Григорий Савич родился в 1892 году. На момент назначения председателем Арбитражной комиссии являлся членом Президиума Губисполкома. До назначения на должность председателя работал в Уездном исполкоме, Укоме, Губисполкоме и Губкоме РКП. До Октябрьской революции был инструктором по кооперации. Основная специальность - счетоводство, образование: начальная школа и самообучение, слушал курсы при университете в г. Москве. С 1914 член РСДРП и РКП.

14 мая 1924 года Попов Г.С. был освобожден от должности председателя Арбитражной Комиссии по его заявлению. Председателем Арбитражной комиссии назначен Игнатьев Григорий Дмитриевич (выписка из протокола № 43 заседания Смоленского Губернского Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 14.05.1924).  [6]

С 25 июля 1924 года председателем Арбитражной комиссии стал Чадовский Иван Герасимович (выписка из протокола № 67 заседания Смоленского Губернского Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 25.07.1924).

На заседании Президиума Смоленского Губернского Экономического Совещания 29 июня 1923 года деятельность Арбитражной Комиссии была признана «удовлетворительной и линия, принятая АК, правильной».  [7]

На основании постановления Президиума ВЦИК от 14.01.1929 1 октября 1929 года была образована Западная область. В ее состав вошли территории Смоленской, Брянской, части Калужской, Тверской и Московской губерний и Великолукского округа Ленинградской области. Смоленск стал центром Западной области. Территория Западной области составила 164,7 тыс. кв. км. с населением 6,58 млн. человек.

С этого времени Областная Арбитражная комиссия действовала при Западном Областном Исполнительном комитете.

Постановлением ВЦИК от 27 сентября 1937 года  [8] в результате расформирования Западной области выделены Смоленская, Орловская и Курская области.

Дела, рассматриваемые Арбитражной Комиссией, классифицировались по роду дел: из договоров и сделок (в т.ч. купли-продажи и поставки, подряда, аренды, вексельные и прочие) и из внедоговорных отношений (об истребовании прочего имущества, о возмещении убытков и неосновательности обогащения, прочие) и по наименованию сторон: областные или районные, губернские, прочие.

В качестве примеров дел, рассматриваемых в тот период Арбитражной комиссией, можно назвать: дело Агрослужбы С.-В.ж.д. к Витебскому ГУБЗУ о возвращении пишущей машинки; Цельского Лесничества к Запад. ж.д. о порубке леса на сумму 181 р. 22 к. и Петриковского Лесничества к той же дороге о порубках на сумму 1000 руб.; Управления Военно-Хозяйственного Снабжения 7-й Самарской Кавалерийской Дивизии к Гомельскому Губземуправлению о 22500 пуд. сена; Общего Отдела Вяземского Уисполкома к 29-й Стр. Дивизии и Смоленскому Губисполкому об уплате 85098 руб. 56 коп. по договору за ремонт помещений и многие другие.

Дела в арбитражной комиссии начинались по письменному исковому заявлению учреждения или предприятия, считающего свои права нарушенными.

Слушанье дела происходило с применением начала состязательного процесса. При этом заявлялись также вторичные (встречные) иски, допрашивались свидетели, было предусмотрено вступление в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, а также в качестве пособников той или другой стороны. Решения арбитражной комиссии имели силу судебного решения и могли быть обжалованы. Допускалась отсрочка или рассрочка исполнения решения.

Стороны могли заявлять ходатайства о восстановлении пропущенных сроков. Например, Губисполком обращался в Арбитражную Комиссию с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы, пропущенного «по причине канцелярской загруженности работой в связи с начавшейся перевыборной компанией Советов».  [9]

Вызывает интерес дело по иску Смолгубпродкома к Губисполкому о 183 р. 25 к. за невозвращенную тару, полученную в 1921 году. Судебное заседание Арбитражной комиссии было назначено на 14 ноября 1923 года. Президиум Губисполкома направил в адрес Арбитражной комиссии письмо от 14.11.1923 № 12809, в котором отметил: «Губисполком находит, что таковое вообще не может быть предметом рассмотрения в судебном порядке, как претензия органа, административно-подчиненного Губисполкому». К сожалению, документы о результатах рассмотрения дела не сохранились.

Уже в то время предпринимались меры, направленные на снижение нагрузки по рассмотрению дел Арбитражной Комиссией. Так, в Постановлении Президиума Западного исполнительного комитета от 12.12.1930 «О движении дел в Областной Арбитражной комиссии» указывалось, что значительное количество поступающих в Областную Арбитражную Комиссию прекращается производством за примирением сторон. В этой связи высказывалась критика по поводу непринятия сторонами необходимых предварительных мер к точному выяснению взаимных расчетов. Всем подведомственным исполнительным комитетам и советам, учреждениям, предприятиям и организациям, во избежание излишних расходов и загрузки Арбитражной комиссии неосновательными исками предлагалось предварительно выверять взаимные расходы и лишь в случае недостижения соглашения прибегать к арбитражу.

Председателю Арбитражной Комиссии было предписано доводить до сведения Президиума Облисполкома обо всех случаях предъявления неосновательных исков на предмет привлечения виновных в том руководителей учреждений, предприятий и организаций к установленной ответственности.

В таком виде Областная Арбитражная комиссия осуществляла свою деятельность до 1931 года.

Безусловно, арбитражные комиссии по существу являлись придатком органов исполнительной власти и были подконтрольны им. Достаточно вспомнить о возможности отмены арбитражных решений Президиумом Губисполкома, а также о том, что именно органы исполнительной власти могли признать либо не признать «линию арбитражной комиссии правильной».

В таком виде Областная Арбитражная комиссия осуществляла свою деятельность до 1931 года.

_________________________________

 [1]Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России. В 4 т. / Науч. консультант акад. В.Н. Кудрявцев. Т. 1. Зарождение и развитие коммерческого правосудия. (XII-XIX вв.) / Отв. ред. Л.Н. Алисова. – М.: Мысль, 2004. С. 8.

 [2]Письмо Губисполкома от 02.1923 № 1.607 // Государственный архив Смоленской области.

 [3]Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. – 1922. – № 60. Ст. 769.

 [4]Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. – 1924. – № 62. Ст. 618.

 [5]Государственный архив Смоленской области.

 [6]Государственный архив Смоленской области.

 [7]Протокол заседания президиума Смоленского Губернского Экономического Совещания от 29.06.1923 № 45 // Государственный архив Смоленской области.

 [8]Постановление ЦИК СССР от 27.09.1937 «О разделении Западной и Курской областей на Смоленскую, Орловскую и Курскую области» // судебное заседание СССР. – 1937. – № 66. Ст. 300.

 [9]Письмо Губисполкома от 22.12.1926 № 17361 // Государственный архив Смоленской области.