Информация о деятельности Арбитражного суда Смоленской области за 2005 год
В 2005 году в арбитражный суд поступило 11000 заявлений (исковых заявлений). По сравнению с 2004 годом количество обращений за судебной защитой увеличилось на 6,3 процента.
К производству принято 10803 (98,2 процента) заявлений (исковых заявлений).
По существу рассмотрено 9891 дел, включая: 2493 (25,2 процента) дел по экономическим спорам и другим делам, возникающим из гражданских правоотношений; 7323 (74 процента)- по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; 7 (0,1 процента)- по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 67 (0,7 процента)- по делам о несостоятельности (банкротстве); 1-об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Нагрузка на одного судью составила 556 дел в год. Это достаточно высокий показатель, от которого непосредственно зависит соблюдение процессуальных сроков по рассматриваемым делам. Именно поэтому обеспечение оперативности судебной защиты, соблюдение сроков рассмотрения дел и рассылки процессуальных документов является одним из приоритетных направлений организационной деятельности руководства арбитражного суда.
С участием арбитражных заседателей разрешено 18 дел, возникающих из гражданских правоотношений. Непопулярность этого процессуального института объясняется традиционными предпочтениями сторон в пользу профессиональных судей. По итогам планового обобщения практики рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей выявлены случаи систематической неявки некоторых арбитражных заседателей для участия в рассмотрении дел, отмечены практические сложности, связанные с их извещением о времени и месте судебных заседаний по рассматриваемым делам.
Рассмотрено 3 дела о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По делам данной категории исковые требования удовлетворены по одному делу, связанному с организацией транспортного обслуживания населения города Смоленска путем проведения конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (дело № А62-145/2005). По результатам рассмотрения указанного дела признаны незаконными отдельные положения нормативных правовых актов Смоленского городского Совета и Администрации города Смоленска, касающиеся условий использования объектов инфраструктуры муниципальных маршрутов; возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские автоперевозки по муниципальным маршрутам, обязанностей по финансированию содержания объектов транспортной инфраструктуры; ограничения субъектного состава лиц, допущенных к участию в конкурсе на осуществление пассажирских автоперевозок на муниципальных маршрутах.
В отчетном периоде в арбитражный суд поступило 143 заявления о признании должников несостоятельными (банкротами), из которых к производству принято 123 (86 процентов). Основная часть требований по делам данной категории заявлена уполномоченными органами (90) и непосредственно самими должниками (21). По семи делам в качестве заявителей выступили кредиторы должника. Заявлений о признании несостоятельными (банкротами) градообразующих, финансовых, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий в суд не поступало. На конец отчетного периода полностью завершено производство по 67 делам; принято решение о признании банкротом и об открытии конкурсного производства по 54 делам, в том числе в отношении государственных унитарных предприятий федерального уровня-2; муниципальных унитарных предприятий-2. В рамках процедуры наблюдения рассмотрено 211 разногласий, заявлений, жалоб, ходатайств; внешнего управления-9; конкурсного производства-335. Основная часть заявлений и жалоб по делам о банкротстве касается установления размера требований кредиторов, а также признания недействительными решений собраний кредиторов.
По данным судебной статистики по-прежнему высоким остается показатель удовлетворения исковых требований по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Например, по делам о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов удовлетворено 80,9 процента заявленных требований; об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов-80 процентов; о признании недействительными ненормативных актов таможенных органов-71,4 процента; об оспаривании решений административных органов-96,3 процента; о привлечении к административной ответственности-78,2 процента.
В отчетном периоде в апелляционную инстанцию поступило 793 апелляционные жалобы.
По результатам апелляционного производства изменено, отменено 238 судебных актов, что составляет 2,4 процента от общего количества разрешенных дел.
В целях повышения качества судебной работы, обеспечения единства судебной практики в ноябре 2005 года в арбитражном суде открыт электронный информационный блок, где оперативно размещаются информационные и обзорные письма, а также судебные акты вышестоящих судебных инстанций, актуальная информация о выработке единообразных подходов к разрешению правоприменительных вопросов, по которым отсутствует сложившаяся судебная практика.
Вопросы качества судебной работы являются предметом системного анализа и обобщения, результаты которого оперативно доводятся до сведения судей и помощников судей.
Судьи принимают активное участие в работе научно-консультативного совета при Федеральном Арбитражном суде Центрального округа, вынося на его обсуждение актуальные вопросы правоприменительной практики по делам различных категорий.
В отчетном периоде судом рассмотрено 176 заявлений об обеспечении иска, из которых 87 (49,4 процента) удовлетворены путем наложения ареста на денежные средства и имущество должника-34; запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора-24; приостановления взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу-29. По 89 заявлениям об обеспечении иска ходатайства заявителей оставлены без удовлетворения.
Вопрос об обеспечении законности процессуальных действий судей при применении обеспечительных мер по рассматриваемым делам неоднократно обсуждался на оперативных совещаниях. Случаев отмены вышестоящими судебными инстанциями судебных актов об обеспечении иска в отчетном периоде не имелось.
В 2005 году рассмотрено 55 заявлений об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных актов, из которых удовлетворены 38 (69,1 процента) заявлений. При разрешении этих вопросов суд исходит из процессуального равенства должника и взыскателя, а также из необходимости соблюдения баланса их конкурирующих интересов.
На конец отчетного периода судом выдано 14860 исполнительных листов, из них исполнено 3505 (23,6 процента). По сравнению с 2004 годом показатель исполнения выданных судом исполнительных листов улучшился на 4,9 процента, однако количество не исполненных судебных актов по-прежнему остается значительным.
Жалоб, связанных с непринятием мер по обеспечению исполнения судебных актов, а также с несвоевременным направлением исполнительных документов по конкретным делам, не поступало.
В отчетном периоде судом рассмотрено и удовлетворено 145 ходатайств (заявлений) об отсрочке уплаты государственной пошлины на общую сумму 825 тыс.руб. Выдано 5911 исполнительных листов на взыскание государственной пошлины на общую сумму 6713 тыс.руб. Сумма государственной пошлины, поступившей в доход федерального бюджета по делам, рассмотренным арбитражным судом, составила 5564 тыс.рублей.
Условия размещения арбитражного суда в целом соответствуют задачам осуществления правосудия, однако все площади максимально задействованы.
В настоящее время судьи имеют отдельные кабинеты. Работники аппарата размещаются по 2-4 человека в одном служебном помещении с учетом их закрепления за судебными коллегиями и судьями.
Имеются два зала судебных заседаний площадью 33 и 64,6 кв. м, совещательная комната, кабинет для ведения секретного делопроизводства.
Вместе с тем, при назначении новых судей (три вакантные единицы находятся на стадии согласования) необходимо будет решить проблему по их размещению.
Также существует неотложная необходимость в оборудовании помещений для архива и для хранения используемых в работе материальных ценностей. Ввиду отсутствия в здании пункта питания необходимо решить вопрос об оборудовании места для приема пищи работниками суда.
В 2006 году планируется оборудовать суд современными системами обеспечения безопасности, включая системы контроля доступа и видеонаблюдения.
Приоритетными направлениями в деятельности суда является обеспечение открытости и доступности правосудия, своевременное, объективное и качественное рассмотрение дел.
Опубликовано: 09.01.2010 05:15 Обновлено: 02.06.2023 22:34